Технологии гравирования и модифицирования поверхности стекла

Гравирование (от нем. gravieren, франц. graver - вырезать на чём-либо) - это процесс сотворения изображения, орнамента и т. п. на поверхности стекла либо других жестких материалов, методом модифицирования (конфигурации, нарушения) физической и/либо хим структуры этой поверхности.

Выгравированные на поверхности камня, дерева либо кости изображения встречаются посреди археологических находок, начиная с эры палеолита, также на более поздних железных изделиях. Потому развитие технологий гравирования на поверхности стекла было полностью естественным. Скорее всего, первой была освоена разработка ручного гравирования абразивным инвентарем. Ручное (механическое) гравирование делается железным либо абразивным инвентарем (резцом, кругом и т. п.). Это один из самых сложных и трудозатратных методов декорирования стекла, который не позволяет репродуцировать изображение, т.е. создавать схожие копии.

В текущее время употребляют последующие технологии ручного гравирования: способ гранения, способ шлифования, способ резания и способ выстукивания.

Гравирование способами гранения и шлифования заключается в механическом удалении с обрабатываемой поверхности маленьких частиц стекла при помощи абразивного либо железного инструмента, после этого поверхность становится матовой. По мере надобности, ее можно отполировать. Заметим, что гранение до сего времени является одним из главных методов декорирования изделий из хрусталя и боросиликатного стекла. Эта методика появилась в итоге расширения области внедрения технологий огранки драгоценных камешков. Разновидностью способа гранения является алмазное гранение либо алмазная резьба - метод декорирования хрустальных изделий, при котором набросок создается нанесением глубочайших прорезов трехгранного сечения.

Различие меж способом шлифования и способом гранения состоит в том, что при гранении на поверхности стекла создаются плоскости (грани), а при шлифовании декоративный эффект достигается при помощи маленьких и неглубоких рисок, нанесенных абразивным инвентарем на поверхность стекла.

При гравировании способом резания изображение на поверхности стекла "выцарапывается" стеклорезом либо другим особым высокотвердым инвентарем.

В процессе гравирования способом выстукивания изображение на стекле состоит из совокупы точечных повреждений гладкой поверхности, которые нанесены ударами специального метчика.

Довольно обширное распространение получило абразивно-струйное гравирование, более известное как пескоструйная обработка, в силу относительной простоты технологического процесса, высочайшей производительности, также способности серийного производства однотипных изделий. Маленькие частички абразивного материала, ударяясь с большой скоростью о поверхность изделия, скалывают маленькие частички стекла. В итоге вся обрабатываемая поверхность приобретает непрозрачный матовый нрав, так как покрывается микроскопичными сколами, любой из которых расположен под случайным углом к плоскости стекла.

Физико-химическим гравированием можно именовать технологию сотворения на поверхности стекла орнаментов типа "мороз" либо "изморозь". Методика базирована на физико-химических процессах происходящих при содействии стекла с компонентами костного либо мездрового клея при его высыхании и затвердевании. Связи, возникающие меж частичками стекла и клея оказываются более крепкими, чем силы сцепления частиц стекла меж собой. Вследствие этого, в клеевом слое при высыхании и затвердевании появляются механические напряжения, деформирующие его таким макаром, что клей вырывает с поверхности стекла частички, оставляя раковины различной формы, которые делают уникальный набросок, напоминающий морозные узоры на заиндевевших зимой окнах.

Научно-технический прогресс породил и несколько современных технологий гравирования, таких как ультразвуковое, электродное, электронно-ионное, объемное и поверхностное лазерное гравирование.

Разработка ультразвукового гравирования базирована на свойстве ультразвуковых колебаний при маленьких амплитудах переносить огромную энергию. Высочайшая интенсивность воздействия ультразвукового излучения на абразивные частички приводит к соударению этих частиц с обрабатываемой поверхностью стекла с силой, в тыщи раз превосходящей их вес.

При электродном гравировании поверхность стекла разрушается электронной дугой, возникающей в месте соприкосновения электрода со стеклом, которое помещено в емкость с электролитом. При движении электрода по поверхности стекла, оно растрескивается в стороны от полосы, вдоль которой перемещается электрод. Но температура дуги так высока, что растрескавшаяся поверхность сразу сплавляется.

Еще одним методом художественного декорирования поверхности стекла является разработка электронно-ионного гравирования. Процесс заключается в одновременном воздействии сканирующего электрического луча на стекло и осуществлении ионного обмена в ванне расплава соли металла, куда помещено изделие. Меж источником электрического луча и ванной ионного обмена прилагается нужное напряжение. При всем этом сканирующий электрический луч модулируется по интенсивности зависимо от нужной насыщенности частей изображения.

Лазер - источник электрического светового излучения видимого, инфракрасного либо ультрафиолетового диапазонов, работа которого базирована на принужденном когерентном излучении атомов и молекул. Только высочайшая действенная температура лазерного излучения и возможность концентрировать энергию в ничтожно малом объеме открыли уникальные способности внедрения лазеров в рамках разных технологий. Полностью закономерным стало их внедрение и в процессах резки, сверления, также декорирования стекла. При помощи лазера можно создавать не только лишь плоские изображения на поверхности, да и 2-ух либо трехмерные изображения в массе стекла. Способ лазерного гравирования основан на проигрывании штриховых и полутоновых изображений методом прямого воздействия сфокусированного лазерного излучения на обрабатываемое изделие. Одним из главных преимуществ технологии лазерного гравирования перед другими способами является отсутствие напряжения в стекле после обработки.

Довольно издавна начала применяться и разработка травления - другой метод модифицирования стекла и других жестких материалов методом растворения поверхностного слоя химически активными субстанциями. В базе технологии - процессы хим разрушения кремнекислородных образований и оксидов в поверхностных слоях стекла с образованием нерастворимых (матовое стекло) либо растворимых (прозрачное стекло) солей, крепко связанных с поверхностью. Для обработки стекла травлением употребляют в большей степени плавиковую (фтористоводородную) кислоту, которая оставляет на поверхности стекла слой фторсодержащих солей. Образующиеся кристаллы нерастворимых солей препятствуют предстоящему разрушению поверхности, но, в промежутках меж уже сформированными кристаллами, плавиковая кислота продолжает разрушать стекло. Это происходит до того времени, пока вся поверхность не покроется сплошным слоем нерастворимой соли. В конечном итоге, на стекле образуются выпуклости, усиливающие рассеяние света и обусловливающие матовый, шероховатый нрав поверхности. Ее фактура, в каждом определенном случае, находится в зависимости от размера кристаллов нерастворимых солей и их количества на единицу площади, также от хим состава стекла и скорости протекания реакции. К истинному времени развитие хим способов декорирования поверхности стекла привело к возникновению нескольких 10-ов методов травления стекла, как с внедрением плавиковой кислоты, так и без нее.

Поверхность стекла можно видоизменять и другими хим методами: выщелачиванием оксидов металлов (так именуемая "разработка просветления"), также диффузией ионов серебра либо меди в поверхностный слой стекла с одновременным выходом ионов щелочных металлов.

Разработка нанесения просветляющих покрытий была разработана сначала прошедшего столетия как один из методов роста коэффициента пропускания света в сложных оптических системах, состоящих из нескольких линз - объективы, окуляры и т.п. Для декорирования стекла эта разработка стала применяться относительно не так давно. В базе эффекта просветления лежит явление интерференции световых волн отраженных от внешних и внутренних границ просветляющего слоя (пленки). При определенной толщине слоя, в итоге обоюдного "гашения", интенсивность отраженного света становится ничтожно малой, а интенсивность проходящего света наибольшей. Просветленная поверхность стекла приобретает не только лишь завышенную прозрачность, да и колер (определенного цвета либо радужный), который находится в зависимости от толщины и равномерности просветляющего слоя, также от угла падения света. Приобретенные цветовые и световые эффекты и употребляются для декорирования (почти всегда, маленьких стеклоизделий).

Диффузия стекла (цветное травление, цветная протрава) - особенная методика декорирования стекла хим методом. При использовании этой технологии на поверхность стекла наносится суспензия (именуемая лессирующей), содержащая соединения серебра либо меди. При высочайшей температуре ионы металлов из лессирующего слоя диффундируют в поверхностный слой стекла, а ионы щелочных металлов покидают его. Таким макаром, ионы серебра либо меди, проникая на определенную глубину, изменяют хим состав стекла и окрашивают его.

Упомянутые технологии гравирования можно систематизировать по методу воздействия на поверхность стекла: механическим разрушением, хим травлением либо плавлением. Нанесение орнаментов типа "мороз" либо "изморозь", является исключением из этой систематизации, потому что поверхность стекла хоть и разрушается механически, но в итоге ряда процессов физико-химического нрава.

Не считая того, одной из важных черт той либо другой технологии является возможность тиражирования схожих изображений (репродуцирование). В связи с этим часть технологий можно использовать для сотворения только уникальных изделий, а часть - для массового производства серийной продукции.

Коврик «Zanzibar», 50х80 см, полипропилен, цвет антрацит

Коврик Zanzibar малеханького формата — это традиционный прямоугольный придверный девайс для вытирания подошв обуви. Изделие выполнено механическим методом, имеет нескользящую гибкую резиновую базу, сверху покрыто устойчивым к истиранию полиамидным ворсом. Не теряет функциональности и эстетичного вида при неизменной влажности и атмосферном воздействии. Длина — 80 см, ширина — 50 см, толщина — 7 мм. Страна производства — Бельгия.

Особенности изделия

Уход за ковриком